Текст: Черные мифы о черной сотне (Сергей Кара-Мурза)


Кому и для чего нужны фальсификации о Союзе русского народа?

Мифы – сильное средство раскола и смуты. Когда нас контузили чёрными мифами об СССР, заодно активизировали миф о чёрной сотне. Зачем? Из него вывели мифы о русском фашизме и антисемитизме и штамп «красно-коричневые» – игнорируя факты и архивы. Всё это – чтобы разорвать общество и народ. Молчать нельзя.

Черносотенство, «Союз русского народа» («Союз»), возникло в ноябре 1905 года. Это было охранительное движение, противник всем революционным течениям. На это идеологи разных цветов намотали ещё слои мифов. Профессора избегают этой темы, и мифы скрупулёзно разобрал в своё время, с надёжными источниками, В.В. Кожинов в двух книгах.

«Союз» крупной силой не стал, спасти монархию было уже нельзя, но в своих прогнозах его лидеры были прозорливы. Большевики выполнили главный завет черносотенства – на 70 лет собрали Россию и отвели загребущие руки мировых и наших олигархов.

Рассмотрим миф о черносотенцах по частям.

1. Говорят: черносотенцы – тёмные и бескультурные слои, «подонки» или «охотнорядцы», лавочники.

Весь этот тезис ложен. В высшем руководстве «Союза» были виднейшие деятели культуры России: филологи академики Грот и Соболевский, историк академик Н.П. Лихачёв, византист академик Кондаков, ботаник академик Комаров (позже президент Академии наук), врач Боткин, актриса Савина, создатель оркестра народных инструментов Андреев, живописцы Маковский и Рерих, книгоиздатель Сытин. К ним были близки художники Васнецов и Нестеров. Считалось, что к черносотенству примкнул бы, будь он жив, Достоевский.

В черносотенстве принимали участие видные представители аристократии и иерархи Церкви: будущий патриарх Тихон и митрополит Антоний (прототип Алеши Карамазова). Наконец, членами Союза были 1500 рабочих Путиловского завода. Кто здесь «подонки и громилы»?

2. Говорят: черносотенство – движение «антисемитов».

Неверно, организаторы и деятели «Союза» – виднейшие евреи. Основоположником черносотенства был еврей Грингмут. Другой – близкий соратник Столыпина Гурлянд. Они не были ни агентами, ни провокаторами. «Еврейская энциклопедия» писала (1910 г.): «Они проводят идею полного присоединения евреев к началам русской государственности, отнюдь не отказываясь от своих вероисповедных и национальных стремлений».

3. Говорят: черносотенцы устраивали еврейские по­громы.

Это миф. «Союз», созданный в ноябре 1905 года, не мог быть причастен, например, к погрому в Кишинёве в апреле 1903 года. Этот погром русские должны вспоминать «со стыдом и ужасом», хотя в нём участвовали исключительно молдаване, а предводителем был представитель знатного молдавского рода Паволаки Крушеван.

Говорят, что в погроме 1903 года «убито до 500 человек». А по официальному отчёту прокурора А.И. Поллана (который сочувствовал евреям), было убито 43 человека, из них 39 евреев. Побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили трёх погромщиков. У погромщиков, кстати, огнестрельного оружия не было.

К еврейским погромам относят беспорядки 18–29 октября 1905 года, пишут: «Толпы пьяных дебоширов, ведомых “чёрной сотней”, громили евреев, русских, армян, азербайджанцев, рабочих и т.д.». Как могла «чёрная сотня» вести пьяных дебоширов, если «Союз» возник в ноябре, а после его образования в России было всего три погрома (1906 г.) – два в польских городах и один в латышском, где «Союз» не имел никакого влияния? В октябре 1905-го вообще ещё «не существовало партий правее конституционно-демократической».

4. Говорят: царизм вместе с черносотенцами с помощью погромов устроили этническую чистку – террором «выдавили» евреев из России.

Это миф. Еврейская эмиграция не была массовой: с 1880 по 1913 г. уезжал 1% еврейского населения, а его естественный прирост был 2%. За этот период численность евреев в России возросла на 2,3 млн. человек. Уезжали бедняки, а торговцы, бывавшие жертвами погромов, составляли среди эмигрантов всего 1%.

Россия – идеократическое государство, для неё неприемлемо использование «неформальных» организаций для насилия против политических противников. Такое насилие – продукт именно «демократии», которая стесняется применять открытое официальное насилие. Питирим Сорокин напоминает, что во всех погромах в России погибло меньше людей, чем от судов Линча в США. На деле и правительство, и Церковь, и «Союз» категорически осуждали еврейские погромы, а власти жестоко расправлялись с погромщиками. В 1906 году председатель «Союза» в специальном заявлении определил погромы как «преступление».

5. Утверждают, что черносотенцы были террористами.

Историк С.А. Степанов пишет (1993 г.): «Черносотенцы являлись зеркальным отражением революционного терроризма крайне левых… В составленном Главным советом “Союза” списке политических деятелей, подлежащих физическому устранению, фигурировали в основном кадеты».

Как искажено наше историческое сознание! Самой активной в России была террористическая группа эсеров под руководством Азефа, а потом Савинкова – счёт на тысячи. Черносотенцам вменены в вину три убийства: двух кадетов – Герценштейна (1906 г., авторство убийства не установлено), Иоллоса (1907 г.) и трудовика Караваева (1908 г.). Это зеркальное отражение революционного террора? Надо покопаться в себе и подумать, как же мы в это могли верить. И где тот «список подлежащих физическому устранению»?

6. Говорят: черносотенство – движение расистское, которое стало предшественником фашизма.

Нас убеждают, что между черносотенством и фашизмом есть генетическая связь. Это ошибка или ложь. Течение монархистов-традиционалистов не могло породить фашизм, он – порождение Запада.

Из всего приведённого мною выше никоим образом не проистекает, что следует одобрять черносотенцев, черту оседлости или Николая II. Вопрос в том, что мифы, которые внедряют в сознание недобросовестные или невежественные идеологи, нам очень затрудняют выход из нынешней смуты.

 
Ссылка